?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это один из вопросов, который был задан учениками на курсе Adobe Photoshop. Базовый уровень При желании дополнительные вопросы можно задавать прямо в комментариях к этому посту. В дальнейшем ссылки на все вопросы будут собраны в одном посте и систематизированы.



3. У художников существует свой цветовой круг, там цвета логичнее с точки зрения их восприятия. Там желтый противоположен фиолетовому, красный - зеленому, синий - оранжевому. Есть ли в фотошопе механизм, позволяющий работать с этими цветами?


Очень хороший вопрос! Только давайте его разделим на два, содержащиеся в изначальной формулировке. Первый, про сам цветовой круг. Второй, про механизм работы с ним.

Итак, какие же бывают «цветовые круги»?

Слева приведена обложка книги Иоханнеса Иттена «Искуство цвета» (в оригинале оранжевый гораздо сочнее, но мониторы такой цвет передавать не умеют). А справа, находящийся на 33 страницы двенадцатичастный цветово круг. Или как его нередко называют «круг Итенна». Именно его имел в виду автор вопроса.




При работе с инструментами Photoshop опираться на этот круг нельзя. С точки зрения физики и физиологии — он пострен криво и неправильно. Но давайте по порядку.

Цвет — это ощущение, которое рождается в сознании наблюдателя, в оответ на стимуляцию зрительных рецепторов сетчатки. Каким будет это ощущение зависит от пропорций между возбждением различных групп колбочек. Ниже представлены графики спектральной чувствительности колбочек в зависимости от длинны волны излучения (цветной градиент внизу наложен в иллюстративных целях и может не совсем точно совпадать с оттенками спектрально чистых цветов).




Для каждой группы колбочек подбирается такой стимул, который будет минимально возбуждать соседние группы. Вот откуда в адитивной системе появляются Red, Green и Blue. Самая большая проблема возникает с зеленым стимулом. Из-за сильного взаимного перекрытия кривых в районе 500 нм он всегда возбуждает не только средне, но и длинно и коротко волновые колбочки. Именно в этом кроется принципиальная немозможность создания трехстимульных мониторов с очень большим цветовым охватом (привет от оранжевой обложки с первой иллюстрации).

В реальной жизна стимулы гораздо более сложные и описываются спектральным распределением энергии. Если это распределение равномерно, то стимул выглядит ахроматическим, а проще говоря — серым. При достаточно большой яркости мы примычно называем его белым. При этом белый луч можно разложить в спектр, который так же по привычке часто называют радугой. Что и было сделано при помощи призмы. В 17 веке Исааком Ньютоном, а в 20 — художником, оформлявшим обложку альбома The Dark Side of the Moon группы Pink Floyd.




Если на пути расщепленного пучка поставить вторую призму, его можно опять собрать в ахроматический луч. Именно эта конструкция позволяет просто и наглядно выяснить, какие цвета являются комплементарными, или взаимно дополнительными. Если в ращепленном пучке между призмами перекрыть часть спектра, луч на выходе окрасится в дополнительный к перекрытой части цвет. Закрыв красную часть, мы получим циан, зеленую — мадженту, синюю — желтый.

Поэтому лучше расположить цвета так, как это сделано на левом круге. Правильным является именно такое расположение: красный вверху, по часовой стрелке за ним идет желтый и т.д. Именно по такому кругу откладывается значение цветового тона (Hue) в цветовых моделях HSB и HSL. Я специально отзеркалил и развернул круг Иттена, чтобы совместить красные цвета и обеспечить соответствующий переход оттенков. Это наглядно показывает насколько он неравномерный.




Но что особенно важно для практического применения, именно на такое взаимное расположение цветов опирается работа кривых. Если сдвинуть вниз кривую в красном канале (уменьшить яркость красного стимула), центральный нейтральный участок круга окрасится в циан.




Уменьшив яркость в зеленом канале, подучим маджентовую окраску.




Ну, а затемнение синего, предсказуемо приведем центр к желтому оттенку. И по таком принципу работают все инструменты фотошопа. Поэтому пока Вы работаете с ними, забудьте про круг Итенна. Он только запутает.




Однако, не спешите выбрасывать двенадцатичастную систему. Я сказал, что она не соответствует физике и физиологии восприятия цвета. Именно поэтому инструментарий опирается не на нее. Но, эта система достаточно неплохо описывает третий, самый сложный уровень восприятия — психологию цвета.

Вот только инструментом для работы на этом уровне является не фотошоп, а голова. Каким инструментом выполнять коррекцию, вопрос вторичный. Главное — это понимание, к чему надо прийти. Круг Иттена позвляет упростить и ускорить нахождение гармоничных сочетаний цветов. C его помощью можно определить, к каким сочетаниям тяготеет изображение, или, как еще говорят: найти цветовую схему картинки.

Очень подробно об этом рассказывает Саша Чалдрян на первом занятии курса «Adobe Photoshop. Творческая ретушь». Я же ограничусь только тремя небольшимы иллюстрациями из конспекта к этому занятию.

Родственные сочетания — монохроматические сочетания двух-трех соседних секторов круга.




Родственно-контрастные сочетания — сочетания цветов, в каждом из которых присутствует “родственный”. Желто-зеленый, желтый, желто-оранжевый, желто-красный — для них всех есть объединяющий желтый, но схема довольно контрастная. В данном случае картинка не совсем соответствует приведенной схеме, но Вы и сами легко догадаетесь, как нужно поправить схему для более точного соответствия.




Триадные схемы — цвета, расположенные на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в круг.

Tags:

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
pavel_kosenko
Jan. 20th, 2015 08:21 am (UTC)
Цветовая гармония на основе цветового круга – лженаука :) Не смотря на то, что сам Иттен, будучи художником, хорошо это понимал, сформулировал свои наблюдения он не очень корректно. К тому же современники неверно интерпретировали его тексты, и в итоге ничего принципиально не значащий цветовой круг вдруг стал во главу угла современных учений о цвете, хотя в реальности имеет к нему весьма косвенное (уж точно глубоко вторичное, вспомогательное) отношение. Гармония цвета зависит не от того, как цвета располагаются на круге, а исключительно от того сколько их, какова их общность и вариативность. Общность – лишь часть гармоничой основы. Важная, но часть. И общность зависит далеко не только от (и в первую очередь не от) расположения цветов на круге.

А вот с тем, что понимать представление цвета по кругу для успешной работы с Фотошопом, согласен.

Edited at 2015-01-20 08:25 am (UTC)
lesnoybrodyaga
Jan. 20th, 2015 11:43 am (UTC)
=общность и вариативность=
- прекрасные теории для вымарщивания денег в фотошколах у наивных фотолюбителей :)
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - lesnoybrodyaga - Jan. 20th, 2015 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - lesnoybrodyaga - Jan. 20th, 2015 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lesnoybrodyaga - Jan. 20th, 2015 12:11 pm (UTC) - Expand
lady_sumerki
Jan. 20th, 2015 12:59 pm (UTC)
Так Иттен и сам говорил, что его круг не заменит "ощущения цвета" в голове художника,но, возможно, поможет тем художникам, у которых его нет. Т.е. он как раз и пытался заменить гармонию алгеброй, хотя и понимал тщетность и неполноценность подобной затеи.Плюс круг не только (и не столько) помогает "искать гармоничные сочетания", но и напоминает, какие цвета красок смешивать для получения новых (красный +желтый = оранжевый и т.д.).
(no subject) - zhur74 - Jan. 20th, 2015 01:31 pm (UTC) - Expand
roy_ph
Jan. 20th, 2015 01:06 pm (UTC)
читаю статью, думаю: "интересно, что бы сказал Паша Косенко..." и вот, первый же комментарий =)
zhur74
Jan. 20th, 2015 01:29 pm (UTC)
Я не буду на себя брать ответственность за интерпретацию текстов Итенна. Пусть каждый это сделает для себя сам.

А по поводу лженауки... Максвелл создад электродинамику, опираясь на совершенно лженаучное понятие эфира. Однако, модель-то работает.

И, кстати, активно используется для вымарщивания денег в физмат-школах и институтах у наивных учеников и студентов. :)
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhur74 - Jan. 20th, 2015 02:27 pm (UTC) - Expand
dmitry_novak
Jan. 20th, 2015 01:39 pm (UTC)
Ох ну очень громкое заявление, Паш.
А что ты будешь делать со всеми художниками, которых относят к русской школе живописи конца 19-20 в - начиная с Левитана и заканчивая современными - которые выросли на цветовом круге, вот только у тебя забыли спросить :)
(no subject) - zhur74 - Jan. 20th, 2015 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitry_novak - Jan. 20th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 02:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ifree - Jan. 20th, 2015 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_kosenko - Jan. 20th, 2015 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhur74 - Jan. 21st, 2015 03:32 am (UTC) - Expand
fedyamitin
Jan. 20th, 2015 06:01 pm (UTC)
Целые поколения художников находясь в неведении малевали свои нетленные полотнища, но, о чудо, пришел Павел и открыл нам сирым великую истину.
roman_samokhin
Jan. 20th, 2015 09:45 am (UTC)
Кажется такая иллюстрация ко второй картинке из конспекта правильнее: https://dl.dropboxusercontent.com/u/21801265/003_09-1.jpg
zhur74
Jan. 20th, 2015 01:24 pm (UTC)
Ну вот, Роман, все раскрыл. А как же, дать людям самостоятельно подумать.
(no subject) - roman_samokhin - Jan. 20th, 2015 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhur74 - Jan. 21st, 2015 04:01 am (UTC) - Expand
publicenemy
Jan. 20th, 2015 10:19 am (UTC)
Я время от времени использую https://color.adobe.com/ с фотографиями тех фотографов, которые мне нравятся. Интересно смотреть на генерируемые схемы. Всегда, практически, получается что-то "родственно-контрастное". Например:

colors

После того, как сколько-то фоток так прокрутишь, начинаешь понимать, что "вон тот цвет" в снимке, оказывается, не просто так. Без него всё развалится :)
pavel_kosenko
Jan. 20th, 2015 11:51 am (UTC)
Это как «наука» о композиции. Объясняет почему хорошо, но не дает рецепта как сделать хорошо. Анализ, безусловно, полезен, в процессе обучения/осмысления. Но работает в одну сторону, т.е. не позволяет сделать обратных выводов. Более того, обратные выводы (которые как бы сами собой напрашиваются у начинающих) приводят к ровно противоположным результатам. Гармонию алгеброй не проверишь.

Ради справедливости стоит заметить, что приведенный круг Адоби, несмотря на полное отсутствие у одноименной компании представлений об эстетике, имеет тем не менее куда более реальное отношение к вопросам цветовой гармонии, чем исходные круги Иттена/RGB, т.к. пытается отображать степень насыщенности цветов. Довольно нелепо и не наглядно, но это уже хоть какой-то минимальный сдвиг в верном направлении.
Don Pedro
Jan. 20th, 2015 07:32 pm (UTC)
Может быть стоило добавить, что круг Иттена - прямой наследник тех кругов, что составляли древние художники в попытках систематизировать своё цветовое ощущение.

Типа таких: http://cs408517.vk.me/v408517354/1074/JQ655HX9DwU.jpg

Они может и рады были бы в качестве трёх основных цветов (смесью которых получаются все остальные) использовать RGB, но так как у них не было мониторов и даже призм, то экспериментировали они с красками на бумаге. А при таком способе сочетания смесь всегда будет темнее чистых цветов и красный с зелёным даст совсем не жёлтый, а грязно-коричневый, который можно условно рассматривать, как тёмно-желтый, осталось только убедить в этом мозг, который упорно считает, что желтый может быть только светлым:) Пришлось в основу положить чистый жёлтый, благо с синим он давал вполне сносный зелёный, а с красным хотя и грязноватый, но оранжевый.

С другой стороны понятно, почему художники не дошли до идеи CMY. Чистые Циан и Маджента присутствуют в природных объектах нечасто (особенно циан), а пигментов для таких красок не было вовсе, покуда в XIX веке химики не придумали синтетические красители.

Именно поэтому циановые и маджентовые части спектра схлопнуты и максимально размазаны по соседним оттенкам. По ссылке выше мадженты вообще нет. Там тёмный фиолетовый переходит сразу в малиновый. А вот жёлто-зелёная треть круга разбухла до полноценной половины, так как именно в этом диапазоне человек различает больше всего оттенков. Это было одним из эволюционных преимуществ цветного зрения - возможность издалека различать спелые фрукты в листве и замечать хищников в кустах, которые в большинстве своём ярко жёлтые.

Вот отсюда и такой круг.
zhur74
Jan. 21st, 2015 03:26 am (UTC)
Может быть и стоило. Но, это рубрика вопросов и ответов. Поэтому я стараюсь достаточно кратко ответить на заданный вопрос, показав, в каком направлении можно двигаться дальше.

Большое спасибо за комментарий. Это одно из направлений, в котором стоит поразмышлять всем, кого заинтересовал данный вопрос. И, конечно, лучше строить размышления на хорошем базисе, а не на «интуитивно понятных» фантазиях.
svoloch_nk
Feb. 28th, 2016 05:44 pm (UTC)
Спасибо за комментарий и отдельное спасибо Андрею за статью. Давно мучал вопрос несоответствия модели Иттена и РГБ. Теперь все встало на свои места.
timvadim
Jan. 27th, 2015 09:45 am (UTC)
Абсолютно бесполезная вещь для фотографа и ,в принципе, для художника.
Никто на практике им не пользуется,ибо это просто невозможно.
Это как с композицией.Сначала творцы ищут и находят,а потом критики и писаки ищут гениям объяснения.
Чтобы понять колористику надо изучать историю искусств и старательно пытаться повторять за мастерами.
Круг хорош исключительно для смешения красок для художников.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

zhur74
zhur74
Андрей Журавлев

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner