Андрей Журавлев (zhur74) wrote,
Андрей Журавлев
zhur74

Category:

«Adobe Photoshop. Продвинутый уровень». Занятие 1.2

Конспект к первому занятию курса «Adobe Photoshop. Продвинутый уровень» в его гибридной версии, стартовавшей в 2019 году. Курс состоит из 5 видоезанятий и 5 онлайн занятий. Конспекты сделаны только для видеозанятий, поскольку на онлайн занятиях идет разбор пройденной темы и домашних заданий. Здесь можно посмотреть полное описание и программу курса.

Перед записью на любой курс по Adobe Photoshop очень рекомендую прйти тест на знание программы. Как показывает опыт, самостоятельная оценка собственных знаний не всегда адекватно отражает их действительный уровень.

Дополнительные материалы — материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения — материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.

Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.

Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.



Задачи на занятие
1. Понять что такое мастер-кривая и когда ее можно применять
2. Освоить поканальную работу с кривыми и научиться избавляться от негативных последствий такой работы
3. Познакомиться с поканальным устройством изображения
4. Освоить технику смешивания каналов


Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев «Кошачьи истории или правила работы с кривой»
Андрей Журавлев. «Практикум работы с кривой или о чем умолчал Маргулис»
Для самостоятельного изучения:
Liveclasses. Adobe Photoshop: новая коррекция монохромных изображений
Liveclasses. Основы теории цвета. Модели RGB, CMY, HSB
Liveclasses. Photoshop Curves: установка хроматического баланса


Тема 2. Трихроматические каналы изображения.

2.1 Какие бывают каналы изображения

  • Как правило цвет имеет один канал явно более светлый, чем два остальных, один более темный, и один промежуточной яркости

  • По традиции эти каналы называют: светлый, средний и темный

  • При освоении и применении приемов, связанных с каналами, лучше рассуждать именно в терминах «светлый», «средний», «темный», адаптируя эти определения к конкретным каналам RGB, в зависимости от цвета объекта

  • Если цвет лежит в окрестностях осей Red, Green и Blue, он будет иметь один светлый и два темных канала

  • Если цвет лежит в окрестностях осей Cyan, Magenta и Yellow, он будет иметь два светлых и один темный канал

  • Явно выраженный средний канал будет присутствовать только в том случае, когда цвет объекта лежит на некотором удалении от осей Red, Green, Blue и Cyan, Magenta, Yellow

  • Все разбираемые в дальнейшем приемы и принципы работы относятся только к цветным изображениям, поскольку у монохромной картинки все каналы одинаковые, использовать их отличия друг от друга не получится


12_Color_Circle_RGB 18_Oranges


2.2 Темный канал

  • Темный канал является недоэкспонированным и может содержать информацию о деталях на светлых областях объекта

  • Для светлых (переэкспонированных) объектов темный канал является последним прибежищем деталей, поскольку позже всех попадает под осечку

  • Вклад темного канала в яркость и яркостный контраст незначительный, на яркостный контраст он практически никак не влияет, а общую яркость изображения просто ограничивает сверху

  • Совместно со светлым каналом, темный канал задает насыщенность: чем темнее темный канал, тем насыщеннее цвет

  • Если темный канал еще не выродился в черный, насыщенность цвета можно повысить за счет его затемнения

  • Основное влияние темного канала на цветовой тон выражается в том, что он задает цветовую гамму изображения

  • Например, при темном синем канале невозможно попасть в левую и нужно треть цветового круга

  • Если темный канал не выродился до черного, за счет изменения его яркости можно менять оттенок цвета

  • Поскольку изменение темного канала слабо влияет на изменение цветового тона, его можно использовать как тонкий балансир для точной настройки оттенков

  • Например, оттенок кожи (краснее-желтее) удобно настраивать с помощью изменения синего канала


18_Oranges 25_Strawberries 18_Color_Circle_Info 20_Aleksandr_Tuev 21_0jXdk0UB_9Q 19_Anton_Martinov 17_Color_Circle_RGB


2.3 Средний канал

  • Средний канал является оптимально отэкспонированным и содержит самую подробную детализацию объекта

  • Влияние среднего канала на яркость относительно невелико, а вариации яркости в среднем канале не вызывают существенных вариаций яростного контраста

  • Поскольку насыщенность в RGB определяется перепадом яркости между светлым и темным каналами, средний канал никак на насыщенность не влияет

  • Изменения яркости в среднем канале сильнее всего влияют на изменение цветового тона, поэтому увеличение контраста в среднем канале добавляет разнообразия по оттенкам

  • Изменение яркости в среднем канале можно использовать для грубого, резкого изменения оттенков цвета


18_Oranges 19_Anton_Martinov 17_Color_Circle_RGB


2.4 Светлый канал

  • Светлый канал, по сравнению с остальными, является переэкспонированным, что позволяет ожидать сохранение информации о темных деталях объекта

  • Однако, обычно эти ожидания не оправдываются, поскольку достаточно глубокие тени очень близки к нейтрали, яркость светлого канала в них не сильно отличается от остальных

  • Светлый канал задает основное визуальное ощущение яркостного контраста изображения и, как следствие, объема изображенных на нем объектов

  • Поэтому так важно сохранить детализацию и не допустить пробоя в светлом канале, если остальные каналы являются потенциальными источниками информации, то светлый канал — это потенциальный источник проблем

  • Поскольку светлый канал, совместно с темным, отвечает за насыщенность, затемнение светлого канала приводит к падению насыщенности

  • Повышение яростного контраста происходит за счет затемнения светлого канала, и всегда сопровождается падением насыщенности

  • Если цвет был не очень насыщенным, такое падение можно компенсировать затемнением темного канала, но для сильно насыщенных объектов, когда темный канал практически черный, избежать падения насыщенности невозможно

  • Изменение яркости светлого канала приводят к таким же незначительным изменениям оттенка, как и при работе с темным каналом

  • Управлять оттенками и насыщенностью с помощью светлого канала не стоит, у него есть более важная роль — управление яростным контрастом


18_Oranges 20_Aleksandr_Tuev 17_Color_Circle_RGB


2.5 Восстановление деталей за счет Luminosity наложения

  • Для усиления яркостного контраста объекта прежде всего необходимо поднять его контраст в светлом канале

  • Если деталей в светлом канале нет, их нужно восстановить

  • Для этого можно воспользоваться самым детализированным и контрастным средним каналом, наложив его на исходное изображение в режиме Luminosity (Яркость)

  • Содержимое среднего канала можно вынести на отдельный слой с помощью команды Apply Image (Внешний канал)

  • Яркостная составляющая изображения формируется за счет сложения информации из каналов, а при Luminosity-наложении происходит обратный процесс — детали, находящиеся на накладываемой заготовке, разбрасываются по всем каналам

  • Плюсом яркостного наложения является сохранение цветового тона объекта, поскольку происходит пропорциональное затемнение всех каналов

  • Минусом яркостного наложения, по сравнению с прямым подмешиванием деталей в светлый канал, является меньшая точность и «прицельность» воздействия


Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Hue, Saturation, Color и Luminosity»

18_Oranges


2.6 Избавление от негативных последствий Luminosity наложения

  • Плюсом яркостного наложения является повышение яркостного контраста и, как следствие, визуального объема интересующих нас деталей

  • Перед наложением заготовку можно доработать кривыми, для этого слой с заготовкой и корректирующий слой кривых помещаются в группу слоев, которой задается режим наложения Luminosity (Яркость)

  • Вместо группировки можно применить к слою кривых команду Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску), а режим наложения Luminosity (Яркость) применить к слою с заготовкой

  • Плюс второго метода в том, что в палитре Properties (Свойства) корректирующего слоя кривых будет отображаться гистограмма накладываемой заготовки

  • Если объекты на фотографии окрашены в разные цвета, канал, являющийся средним для одних объектов, может оказаться светлым для других, что приведет к ненужному осветлению данных участков

  • Чтобы избавиться от такого осветления можно наложить поверх всего копию исходного изображения в режиме Darken (Затемнение)

  • Luminosity наложение на высоко насыщенные объекты приводит к падению их насыщенности, так как затемнение светлого канала уменьшает перепад разницы между темным и светлым каналами

  • Восстановить прежнюю насыщенность, сохранив новый яркостный контраст. невозможно, поскольку это потребует осветление светлого канала до чистого белого состояния, что убьет яркостный контраст и лишит смысла все предыдущие операции

  • Визуальный выигрыш от повышения яркостного контраста (в разумных пределах) зритель считает более значимым, чем падение насыщенности, поэтому такая коррекция воспринимается как улучшение изображения


Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Практическое применение Luminosity»

22_Vladimir_Medvedev


2.7 Еще один вариант применения Luminosity наложения

  • Режим Luminosity (Яркость) можно использовать чтобы оставить от коррекции только изменение яркости

  • Например, если мы дорабатываем изображение кривыми, ориентируясь только на изменение яркости, от нежелательных изменений цвета избавляемся переключив результат коррекции в режим Luminosity (Яркость)

  • Вместо кривых можно использовать любой инструмент, производящий необходимые изменения яркости

  • При обработке RGB изображений работа режимов Hue (Цветовой тон), Saturation (Насыщенность), Color (Цветность) и Luminosity (Яркость) базируется на модели HSB

  • Эта модель является достаточно примитивной, не обеспечивает корректного разделения яркостной и хроматической составляющих и неадекватно человеческим представлениям задает яркость цвета

  • Перечисленные погрешности тем выше, чем более насыщенным является цвет, поэтому при наложение в режиме Luminosity (Яркость) на насыщенном изображении может дать неприятный, «пережаренный» результат

  • Чтобы решить эту проблему нужно перейти в Lab и произвести яркостное наложение там


23_Raspberries


2.8 Восстановление деталей за счет прямого подмешивания

  • Восстановить детали в светлом канале можно взяв их из среднего и подмешав напрямую в светлый

  • Плюсом прямого подмешивания является большая точность и прицельность при добавлении деталей

  • Основной минус прямого подмешивания — это сдвиг цветового тона из-за изменения соотношений яркости в каналах

  • Для удобства работы с помощью команды Apply Image (Внешний канал) выносим детали из среднего канала, на отдельный слой

  • Перед подмешиванием дорабатываем заготовку кривыми исходя из двух условий

  • Во-первых, заготовка должна быть максимально осветлена, чтобы после ее добавления светлый канал остался по возможности максимально светлым

  • Чем меньше будет затемнение светлого канала, тем меньше упадет насыщенность и тем меньше будет сдвиг оттенка

  • Во-вторых, на заготовке необходимо сохранить, а при возможности и поднять, контраст деталей которые мы хотим восстановить

  • Объединяем слой с заготовкой и корректирующий слой кривых в группу, чтобы детали проявились только в светлом канале, дважды кликаем рядом с пиктограммой группы и в открывшемся окне Layer Style (Стиль слоя) в разделе Channels (Каналы) оставляем активной только галочку, соответствующую светлому каналу

  • Поскольку основной задачей данной коррекции является затемнение (перенос более темных деталей на светлые пробойные участки), чтобы избавиться от ненужных осветленний нужно переключить режим наложения группы слоев на Darken (Затемнение)


Дополнительные материалы:
Андрей Журавлев. «Режимы наложения. Darken и Lighten»

18_Oranges


2.9 Когда лучше пользоваться каждым из приемов

  • На насыщенных цветных объектах, окрашенных примерно в один цветовой тон, яркостное наложение и прямое подмешивание срабатывают одинаково хорошо

  • Это обусловлено тем, что светлый и средний каналы являются таковыми одновременно для всех элементов изображения при этом сильно отличаются по яркости

  • Таким образом, в среднем канале все объекты оказываются однородными по яркости, поэтому их яркость после Luminosity-наложения не изменяются сильно

  • При прямом подмешивании деталей в светлый канал он затемняется незначительно относительно канала среднего, таким образом примерно сохраняется соотношение яркостей светлого, среднего и темного каналов, что означает не сильное изменение цветового тона изображения

  • На не очень насыщенных объектах удобнее использовать Luminosity-наложение, поскольку затемнение светлого канала при подмешивании сразу вызывает заметный цветовой сдвиг

  • На насыщенных цветных объектах, окрашенных в различные цветовые тона, прямое подмешивание дает больше возможностей и свободы дополнительных настроек


24_Fieodor_Yurchihin 25_Strawberries 26_Igor_Shpilenok


2.10 Несколько примеров на работу с каналами

  • Если два объекта в некотором канале лежат в разных тоновых диапазонах, доработка этого канала с кривыми позволяет по разному изменять цвет объектов, не используя маски

  • Например, на фотографии невесты повышение контраста в синем канале приводит к тому, что кожа приобретает более теплый золотистый оттенок, а белое платье холодный

  • Для сильного изменения цвета можно перелить информацию между каналами, добиваясь правильного соотношения их яркостей

  • Сделать это можно с помощью корректирующего слоя Channel Mixer (Микширование каналов), выбирая выходные каналы в разделе Output Channels (Целевой канал) и задавая необходимую рецептуру смешивания из входных каналов

  • При этом сумму яркостей Total (Всего) нужно удерживать на 100%, чтобы не сбить баланс по серому


27_Blue_Channel 21_0jXdk0UB_9Q


© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция третья (2020 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикаци https://zhur74.livejournal.com/102234.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments