?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Начиная с 24 января, я собирался каждый месяц выкладывать по одному доработанному и расширенному конспекту занятий к курсу «Adobe Photoshop. Базовый уровень». Осень выдалась еще более суетной, чем лето, поэтому регулярность процесса нарушилась. Но, не волнуйтесь, до Нового Года все материалы к базовому курсу выложу.

Как и в прошлый раз выкладываю разбираемые на занятии картинки.


Дополнительные материалы — материалы, рекомендованные к изучению в процессе прохождения курса.
Для самостоятельного изучения — материалы, рассчитанные на самостоятельное освоение не только в процессе, но и по окончании курса.
Для стандартизации внешнего вида, обеспечения стабильности и удобства доступа, данные материалы представлены в виде документов  Evernote с упрощенным форматированием. Чтобы перейти к оригиналу статьи, кликните по адресу сайта непосредственно под ее названием.
Для лучшей связи конспекта и занятия в соответствующих местах помещены миниатюры разбираемых в этот момент изображений.
Скачать разбираемые на занятии изображения.


Задачи на занятие
1. Познакомиться с инструментами ретуши
2. Рассмотреть технологии ретуши портрета
3. Освоить фильтр Liquify



Ретушь, инструменты и приемы

Почему приходится ретушировать фотографии.

  • В реальной сцене человек фокусирует свое внимание на важных в даный момент объектах, не замечая множество менее значимых деталей

  • Репродукция статична и и зритель может разглядывать ее долго, перенося фокус внимания с обних объектов на другие и замечая детали, которые не заметил бы в реальной жизни

  • Характерным примером таких объектов являются провода на городском пейзаже и неровности кожи на портрете

  • Задача ретушера — уменьшить количество таких объектов (или полностью удалить их), чтобы ощущения зрителя при просмотре репродукции совпадали с ощущением зрителя при просмотре реальной сцены

  • Так же ретушь может потребоваться для удаления огрехов оцифровки и исправления несовершенства сцены или модели

  • Вся ретушь строится на замене дефектных участков изображения заплатками, взятыми с други областей этой же картинки

Для самостоятельного изучения:
tjournal.ru «Canon показала, как сильно могут отличаться снимки одного человека, если фотографам рассказать разные истории о нём»
Michael Zhang «Beauty Retouching from the Early 1900s: A Portrait of Actress Joan Crawford That's 'Photoshopped'»

PhBase_08_01


Техническая и художественная ретушь.

  • При любой ретуши используются одни и те же инструменты и приемы. Деление на типы условно и в большей степени указывает на трудоемкость и объем работ

  • Техническая ретушь — удаление огрехов сканирования (царапины, отпечатки пальцев и т.п.), съемки или мелких недостатков сцены (затоптанность фона, тросы для подвеса объектов, провода и т.п.)

  • Художественная ретушь — серьезное изменение внешнего вида сцены или модели

  • На данный момент эти названия чаще всего используются просто как позиции в прейскуранте: «техническая ретушь» — дешевая, «художественная ретушь» — дорогая


Автоматизированные инструменты — Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) и Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть).

  • Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) — переносит фактуру и детали из заданной области, подгоняя цвет и яркость заплатки под цвет и яркость ее окрестностей

  • Это согласование по цвету позволяет работать кисточкой с максимально жестким краями, что предотвращает замыливание фактуры на краях заплатки

  • На фонах с очень низко контрастными фактурами легкая остаточная несогласованность по цвету заплатки часто приводит к достаточно хорошо заметным пятнам

  • Инструмент подходит для исправления мелких дефектов на объектах переменной яркости и цвета, покрытых достаточно контрастной не периодической фактурой

  • Типичным примером такого объекта является кожа человека, на которой Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть) успешно удаляет прыщики, родинки, мелкие морщины и т.п.

  • Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть) самостоятельно формирует заплатку из кусочков окружающего изображения, оператору необходимо просто закрасить дефект

  • Заплатка формируется в момент окончания мазка

  • Хорошо подходит для исправления мелких дефектов на участках с однородными фактурами (выбившиеся волоски)

  • При ретуши крупных дефектов результат обычно смотрится достаточно плохо, поскольку становится заметна лоскутная природа заплатки

  • При ретуши в окрестностях участков характерной формы на заплатку могут попасть куски этих объектов, что смотрится крайне неестественно

Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 4. Инструменты их настройки»

PhBase_08_02


Patch Tool (Заплатка) и опция интеллектуального совмещения границ (Content-Aware).

  • Pаtch Tool (Заплатка) является аналогом инструмента Healing Brush Tool (Восстанавливающая кисть), только вместо прорисовки ретушируемого участка, оператор предварительно выделяет его и меняет целиком

  • Выделение можно создавать любым удобным способом

  • Выделенный участок переносится инструментом Pаtch Tool (Заплатка) на другое место изображения, которое должно послужить заплаткой

  • При настройке Patch: Normal (Заплатка: Нормальный) цвет и яркость заплатки просто подгоняются под цвет и яркость окрестностей

  • При настройке Patch: Content-Aware (Заплатка: С учетом содержимого) дополнительно изменяются детали на границах заплатки с целью получить более точное совмещение с фоном, однако результат при этом оставляет желать лучшего

  • Данный инструмент можно рекомендовать применять только на второстепенных участках изображения


Команда Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку) с настройкой Content-Aware (С учетом содержимого)

  • Команда Edit > Fill (Редактирование > Выполнить заливку) с настройкой Contents: Content-Aware (Использовать: С учетом содержимого) работает аналгично инструменту Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть), только вместо прорисовки ретушируемого участка, оператор предварительно выделяет его и меняет целиком

  • Выделение можно создавать любым удобным способом

  • При заливке с опцией Content-Aware область заполняется изображением, сгенерированным на основе окружающих участков

  • Основным плюсом является высокая скорость работы, минусы и ограничения анлогичны таковым у инструмента Spot Healing Brush Tool (Точечная восстанавливающая кисть)


Самостоятельная работа.

  • Взять файл 01_Sergey_Dolya.jpg

  • Попробовать убрать стоящих вне круга людей различными способами

  • Сравнить результаты работы разных инструментов в различных условиях

PhBase_08_01


Clone Stamp Tool (Штамп) — настройки и особенности работы.

  • Clone Stamp Tool (Штамп) не производит никаких доработок донорского участка, поэтому дает самый предсказуемый и управляемый результат

  • Чтобы задать донорскую область кликните по изображению с зажатой клавишей «Alt»

  • При работе со штампом используются обычные круглые кисти с максимально мягкими границами

  • Мягкая граница нужна чтобы сделать незаметным несовпадение цвета заплатки и окружающего ее фона

  • Режим наложеия мазка в палитре Options (Параметры) выбирается Normal (Нормальный), поскольку заплатка должна полностью заменить собою исходное изображение

  • Значение Opacity (Непрозрачность) и Flow (Нажим) позволяют регулировать прозрачность наносимой заплатки

  • На практике удобнее держать значение Flow (Нажим) равным 100, а регулировку производить только при помощи Opacity (Непрозрачность)

  • Полупрозрачное наложение заплатки позволяет более мягко внедрить ее в картинку, но приводит к потере контраста и «замыливанию» фактур

  • При установленном ключе Aligned (Выравнять) смещение ретушируемой области относительно донорской по вертикали и горизонтали сохраняется

  • При каждом новом мазке образец берется в соответствии с этой связкой

  • При снятом ключе Aligned (Выравнять) связка между донорской и ретушируемой областью сохраняется только до отпускания кнопки мышки (в течение одного мазка)

  • При новом мазке образец каждый раз берется из одного и того же места картинки

  • Установка Sample: Current & Bellow (Образец: Активный и ниже) позволяет производить ретушь на отдельном пустом слое, таким образом исходное изображение остается неизменным, а заплатка нависает над ним

  • При создании заплатки в этом режиме игнорируется действие лежащих выше слоев, что позволяет делать ретушь под корректирующими слоями

  • Установка Sample: Current Layer (Образец: Активный слой) используется при ретуши на слоях, имеющих режим наложения отличный от Normal (Нормальный). Например, ретушь ВЧ составляющей при частотном разложении

  • Некоторые дополнительные настройки штампа можно найти в палитре Clone Source

Дополнительные материалы:
Стив Ласмин «Основы работы со Штампом и Лечащей кистью в Adobe Photoshop»
Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 5. Ретушь при разложении на 2 полосы частот»



Портретная ретушь.

Почему приходится ретушировать портрет.

  • Основная причина, по которой приходится ретушировать портрет, та же самая, что и при ретуши всех остальных изображений: статичность репродукции, дающая возможность зрителю более пристально ее рассмотреть и заметить больше дефектов

  • Второй важной причиной ретуши портрета является правильная передача формы. Лицо и тело человека имеют разнообразную, но хорошо узнаваемую форму, неправильная передача которой может привести к крайне неприятным впечатлениям зрителя

  • Третья причина ретуши портретов: несовершенство модели. Все модели хотят выглядеть молодыми, красивыми, отдохнувшими и свежими. И это желание не всегда совпадает с реальностью

Для самостоятельного изучения:
marketium.ru «Чудо-макияж, который преображает до неузнаваемости»
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 6. Отдельные приемы ретуши»

PhBase_08_03


Чьи ошибки исправляет ретушер.

  • Два самых важных человека на съемочной площадке — это визажист и осветитель, именно их ошибки исправляет ретушер.

  • Задача визажиста: за счет наложения грима замаскировать локальные дефекты на поверхности кожи (морщины, прыщики, неравномерную пигментацию, покраснения, просвечивающие через кожу сосуды и т.п.) таким образом, чтобы даже при достаточно долгом и пристальном рассматривании они не вызывали у зрителя отрицательных эмоций

  • Задача осветителя: создать на объекте свето-теневой рисунок, передающий правильную форму объекта. Как по наличию в нужных местах выпуклостей и вогнутостей, так и по степени их проявления (объемности)

  • Иногда визажист и осветитель «меняются» ролями: осветитель ставит максимальне бестеневое освещение разглаживающее лицо, а визажист рисует на лице затемнеия и осветления, передающие объем. Такой прием применяют при съемке людей в динамике, или для очень проблемных моделей

Для самостоятельного изучения:
Как изменяется лицо при разном освещении
Стив Ласмин «Обработка волос и прически в Adobe Photoshop»
Кирилл Михирев. «Цветокоррекция в портретной ретуши»
Стив Ласмин «Эффективный способ выравнивания тона и цвета кожи»


Техника Dodge & Burn.

  • Основная идея этой техники: ручное осветление излишне темных и затемнение слишком светлых участков для придания объекту правильной формы

  • Таким образом не только усиливаются или дорисовываются недостающие объемы, но и разглаживаются существующие не нужные детали

  • Для усиления объема затемняются области теней и осветляются области бликов, создающие объем. Для ослабления объема, создающие его тени осветляются, а блики затемняются

  • Классически данный метод реализуется при помощи инструментов Dodge Tool (осветлитель) и Burn Tool (Затемнитель), но эти инструменты допускают только разрушающую обработку

  • На практике более удобными способами реализации Dodge&Burn являются работа на сером слое в режиме Soft Light (Магкий свет), применение корректирующих слоев кривых с рисованием по маскам или использование частотного разложения

Для самостоятельного изучения:
Андрей Журавлев «Частотное разложение Ultimate. Конспект и видео. Часть 3. Dodge & Burn»


Реализация Dodge & Burn при помощи кривых и режимов наложения.

  • Первый способ произвести затемнения и осветления изображения: поставить поверх него средне-серый слой в режиме Soft Light (Мягкий свет) и рисовать по этому слою черной или белой кистью

  • Серая заливка делается для того, чтобы изменялся только один параметр слоя — яркость. В случае прозрачного слоя сила воздействия будет зависеть не только от яркости, но и от непрозрачности слоя, а следить за двумя параметрами сложнее

  • Недостатком данного способа является невозможность (или, как минимум, сложность) изменения общей силы и алгоритма воздействия

  • К плюсам можно отнести невозможность последовательного затемнения и осветления (или наоборот) одного и того же участка

  • Второй способ произвести затемнения и осветления изображения: дорабатывать картинку кривыми, прорисовывая область воздействия по маскам слоя

  • Недостатком является отсутствие защиты от двойного воздействия на одни и те же области, что может привести к постеризации

  • Плюсом является возможность легко изменить воздействие или добавить к нему дополнительное воздействие по уже прорисованной маске

Дополнительные материалы:
Алиса Еронтьева и Дмитрий Никифоров. «Портретная ретушь»
Кирилл Михирев. «Ретушь женского портрета - работа с тенями и бликами»
Андрей Журавлев « 010. FAQ по работе в Photoshop от Андрея Журавлева. Почему при применении Dodge&Burn заливают нейтральным серым слой?»
Для самостоятельного изучения:
Алиса Еронтьева и Дмитрий Никифоров. «Тестирование планшетов Wacom»


Фильтр Liquify — инструмент гибкого исправления геометрии.

  • Фильтр Liquify (Пластика) позволяетмчгко деформировать изображение, как будто оно нанесено на эластичную резиновую основу

  • Forward Wart Tool (Деформация) — сдвигает участок изображения в направлении сдвига кисти

  • Push Left Tool (Смещение пикселов) — сдвигает изображение влево перпендикулярно траектории мазка

  • Для аккуратной работы этими инструментами рекомендуется установить значение Density (Плотность) нулевым, а значение Size (Размер кисти) сделать в 2-3 раза больше подлежащего деформации участка

  • Twirl Clockwise (Скручивание по часовой стрелке) — закручивает изображение в месте нажима кистью по часовой стрелке

  • Bloat (Сморщиание)— сжимает изображение в области клика

  • Pucker (Вздутие) — растягивает изображение в области клика

  • Три последних инструмента дают крайне неестественный результат и могут использоваться только для создания первоапрельских шаржей, или других подобных издевательств над изображением

  • Reconstruct Tool — востанавливает исходную картинку

  • Freez/Thaw Mask Tool — создают/удаляют маску защищающую область изображения от воздействия инструментов деформации

  • Сетка искажений (Mesh) демонстрирует каким образом и насколько сильно деформировалось изображение

  • Сетка может быть сохранена в отдельный файл и применена к другому изображению

  • Применение Liquify на портретах требует осторожности и представления об анатомии человека

  • Особенно осторожно надо применять к объектам снятым в три четверти

Дополнительные материалы:
pskurs.ru «Фильтр Liquify (Пластика) в Фотошоп»
Кирилл Михирев. «Использование фильтра Liquify в Photoshop»

PhBase_08_04


Когда остановиться?

  • Умеренность и умение вовремя остановиться являются самым важным навыком ретушера

  • Каждый жанр фотографии подразумевает свою степень заретушированности изображения

  • Даже при сильных изменениях картинки старайтесь сохранять естественность изображения

  • Делайте ретушь на отдельном слое, уменьшив непрозрачность этого слоя на 20-30% можно вернуть естественность отретушированной картинке

Для самостоятельного изучения:
Маша Ворслав «11 преступлений фотошопа против анатомии»
demiart.ru (перевод статьи с сайта www.ardis-creative.com) «Чего не рекомендуется делать в Photoshop» (10 самых распространённых ошибок ретуширования)
Как бы выглядели знаменитые произведения искусства
Лена Булыгина и Лена Спасова «Сделайте мне красиво: как ретушируют фотографии»


Желающие посетить мои занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на все статьи опубликованные в моем ЖЖ.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), 2012 г.
Редакция вторая (декабрь 2015 г.) переработанная и дополненная.
Первая публикация: http://zhur74.livejournal.com/82849.html

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
schlezek
Dec. 6th, 2015 08:44 pm (UTC)
Начал с нуля перечитывать все ваши статьи - почти все что делаю в ФШ более или менее осознано теперь. Спасибо вам большое за труды!
alexandr_zubkov
Dec. 7th, 2015 09:42 am (UTC)
Чем Андрей отличается от основной массы "мастеров фотошопа" - так это умением структурированно и без лишней воды изложить свои мысли, знания и опыт. Одним словом - талантище!
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

zhur74
zhur74
Андрей Журавлев

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner