?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Еще одна статья написанная мной для сайта fototips.ru Она хорошо вписывается в цикл статей о работе режимов наложения, демонстрируя их практическое применение. Посему перепечатываю ее здесь. Желающие могут сразу скачать экшен. А что он делает можно почитать под катом.



Оценивая качество фотографии, все мы, независимо от опытности, опираемся на несколько критериев, среди которых одним из самых важных является отсутствие паразитного оттенка.

Даже не будучи экспертом, любой человек, при взгляде на приведенную выше фотографию, заметит излишнюю зелень. Конечно, специалист выскажется более определенно, и, возможно, обнаружит еще целый ряд проблем. Но сегодня мы будем говорить только об отсутствии паразитных оттенков, или, другими словами, о правильности цветового баланса. И разговор этот адресован не экспертам, а рядовым пользователям Photoshop.



Когда мы находимся внутри реальной сцены, наше зрение адаптируется (привыкает) к условиям освещения. Таким образом мозг устраняет имеющийся у света цветовой оттенок, то есть - автоматически устанавливает баланс белого. Рассматривая на улице лист обычной бумаги, мы воспринимаем его белым. Зайдя с улицы в помещение, освещенное лампами накаливания, мы привыкаем к более теплому свету и продолжаем воспринимать белый лист бумаги таким же белым, как и на улице.

В фотографии (репродукции) не остается света, к которому могло бы адаптироваться зрение наблюдателя, поэтому задача установки цветового баланса перекладывается на нас.

Снимая на цифровую камеру, мы выставляем баланс белого в соответствии с условиями внешнего освещения. Или оставляем его «на автомате», надеясь, что камера сама определит нужное значение. А что делать в случае промаха автоматики? При съемке в raw есть возможность изменить установки цветового баланса в конвертере. На долю снимающих в jpg остается доработка в фотошопе.

Аккуратно цветовой баланс устанавливают при помощи кривых (Curves). Используя белую, черную и серую пипетки, или производя всю работу вручную, цветокорректор избавляется от паразитного оттенка в светах, тенях и средних тонах. Вот как будет выглядеть наше изображение после применения к нему соответствующих кривых.




Кривые — это основной инструмент в арсенале цветокорректора. Я вернусь к этому вопросу в последующих статьях и помогу вам освоить этот замечательный инструмент. Пока могу лишь констатировать: далеко не все пользователи умеют достаточно свободно обращаться с ним. Да, честно говоря, не всем это и нужно.

Поиски белой, черной и серой точек - не всегда простое занятие. Каждая фотография требует персональных настроек. А хочется иметь быстрый и простой рецепт, желательно в виде экшена, требующий от нас минимального участия. Скажем, задать в конце степень внесённых в исходную картинку изменений.
Таким образом, для установки цветового баланса необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Как выделить паразитный оттенок имеющийся в изображении?
2. Каким методом паразитный оттенок можно убрать?
3. Как оформить всё это в виде экшена?
4. Каких граблей мы еще не заметили?


Как выделить паразитный оттенок имеющийся в изображении?

Для начала можно задать еще более общий вопрос: а какой вообще оттенок должна иметь картинка? Если верить художникам, то в сбалансированном по цвету произведении усредненный цвет должен быть нейтральным серым. «А как же быть с такой фотографией?», спросит дотошный читатель.



А очень просто, это изображение имеет явно искусственное преобладание красных цветов, поэтому при дальнейшем рассмотрении мы такие картинки просто оставим за рамками статьи. Да, придется поступить так грубо, наша «таблетка» на них не сработает. Но ведь никого не смущает, что одно и то же лекарство не может лечить и запор и диарею.

В 1946 году Ральф Эванс, сотрудник лаборатории Eastman Kodak Company, сформулировал принцип, позднее положенный в основу работы большинства машин для печати любительских фотографий: «Цветные отпечатки чаще всего смотрятся лучше не за счет правильного хроматического баланса, но когда серый напечатан серым - это есть управление, приводящее изображение в целом к серому».

Почему речь идет о «любительской» фотографии? Не потому что она плохая, а потому что ее сюжет подразумевает несколько большее разнообразие цветов, чем на приведенной выше картинке. Таким образом сюжеты с радикальным преобладанием каких-либо цветовых тонов автоматически выводятся за рамки нашей беседы.



Если средний цвет «правильной» фотографии должен быть серым, то реальный усредненный цвет покажет нам паразитный оттенок. Получить его можно применив к копии исходного слоя фильтр Filter -> Blur -> Average.


Каким методом паразитный оттенок можно убрать?

Первый вариант давно известен, а в Интернете мне он попался в изложени Марии Нецунски. Статья «два туториала по фотошопу, или обыкновенные чудеса цветокоррекции», способ 2.




Предлагается инвертировать размытый слой, наложить его на исходник в режиме Color и подобрать подходящий вариант уменьшая его непрозрачность. Мы не пойдем по этому пути, потому что он изначально проигрышный.




Для наглядности я задал непрозрачность верхнего слоя 30%. Зеленый оттенок стал слабее, но цветовая насыщенность изображения сильно упала. Это происходит потому, что мы ищем некий средний вариант между исходной цветной и новой монохромной (хоть и тонированной в фиолетовый цвет) картинками. Пытаясь решить одну проблему, мы собственноручно порождаем другую.

Самое неприятное, что подавление паразитного оттенка и сохранение насыщенности, диктуют противоположные изменения непрозрачности верхнего слоя. Поднятие насыщенности при помощи Hue\Saturation — вынужденный, но неудачный шаг. Этот инструмент уменьшает насыщенность плохо, а повышает просто отвратительно.

Сказанное не означает, что такой метод обработки «категорически неверен и применять его ни в коем случае нельзя». Отнюдь, на некоторых изображениях он даст удовлетворительный результат, а если картинка изначально была перенасыщенной, то результат может оказаться просто отличным. Но каждый раз, применяя определенный прием, важно четко представлять его плюсы и минусы.



Можно пойти другим путем. При помощи пипетки забрать получившийся после применения Average цвет. Он появится в качестве основного (Foreground Color) в палитре Tools. Выкинуть одноцветный слой (он больше не понадобится), поставить корректирующий слой кривых и взяв серую пипетку щелкнуть по основному цвету (Foreground Color) в палитре Tools.




Или поставить корректирующий слой кривых поверх слоя с размытием, щелкнуть по любой области кадра серой пипеткой, а потом удалить размытый слой.

Серая пипетка сработает по стандартному алгоритму. Кривые прогнутся в средних тонах так, чтобы привести выбранный цвет к нейтрали. Что нам и нужно, поскольку выбранным является найденный ранее паразитный оттенок. Но тут само время перейти к следующему вопросу.


Как оформить это все в виде экшена?

В экшен невозможно вставить ни забор цвета из картинки инструментом Eyedropper, ни установку по нему серой точки в кривых. Установку корректирующего слоя кривых в экшен записать можно, но фотошоп запомнит точную форму этих кривых, а не команду «поставить серую точку по основному цвету». Надо искать альтернативные варианты, но прежде разобраться, почему паразитный оттенок скармливается именно серой пипетке?

Человеческое восприятие устроено таким образом, что именно диапазон средних тонов (яркостей) является для нас наиболее информативным. В средних тонах наше зрение имеет максимальный цветовой охват, именно там мы воспринимаем цвета наиболее насыщенными, лучше различаем яркостные контрасты и мелкие детали.

Установка цветового баланса в средних тонах обеспечивает нас наибольшей информацией о цвете. Если в светах и тенях нет запредельных проблем, паразитные оттенки не особенно сильны, а изображение близко к полноконтрастному, то такой установки будет достаточно для получения приемлемого качества картинки.

Для воздействия на средние тона мы используем режим Overlay. Его краткое описание: максимальное воздействие Overlay оказывает на средние тона (изменяя их до яркости наложения), а при смещении к теням и светам это воздействие равномерно убывает до нуля.

Чтобы подавить паразитный оттенок в средних тонах, надо внести противоположный ему. Нет ничего проще.



Делаем копию исходного слоя и применяем к ней фильтр Filter -> Blur -> Average.



Инвертируем получившееся изображение Image -> Ajustments -> Invert.




Меняем режим наложения получившегося слоя н Overlay nbsp;и… наживаем проблемы. Чтобы разобраться с ними надо ответить на следующий вопрос.


Каких граблей мы еще не заметили?

Во-первых, исходная картинка не обязательно будет иметь среднюю яркость. Если изображение в целом темнее среднего, результат применения фильтра Average так же будет темнее среднего, а инвертированная версия окажется светлее среднего и вместе с избавлением от паразитного оттенка картинки получит ненужное осветление. Как, собственно, и произошло в разбираемом примере.



Исправить это легко: надо сохранить оттенок (разбаланс в каналах) получившейся плашки приведя ее яркость к средней (по 128 на каждый канал). Перед тем как переключаться в режим Overlay cоздадим слой-заливку (Solid Color) с яркостью 128/128/128 и наложим на слой Source_Average в режиме Luminosity.

Попробовав применить получившийся метод к нескольким изображениям вы заметите на финальной картинке легкий избыток синевы. Почему? Мы исходили из предположения, что средний цвет изображения нейтрально-серый. И если для отдельного фото такое предположение выглядит слегка натянутым, то для множества картинок все представляется логичным.

Если усреднять цвет по очень большому количеству разных кадров, влияние конкретной композиции будет сведено к нулю. В природе все сбалансировано и можно ожидать, что средний цвет окружающего нас мира (и сделанных фотографий) серый.

Однако, это не так. Дэн Маргулис провел небольшой эксперимент, усреднив цвет по нескольким тысячам разных фотографий (он назвал число «более 10.000»), и получил на выходе оттенок a=0, b=5. То есть, слегка желтый. Мы с коллегами предполагаем, что это привет от закона Рэлея.

На практике это следует учитывать, поднимая цветовую насыщенность в Lab: кривая в канале b должна закручиваться несколько слабее, чем в канале a. Иначе теплые тона начинают уходить в желтизну (в книге про Lab этого нет, поскольку ее издали до того, как Дэн обратил внимание на это эффект).



Мы с вами можем учесть это, добавив соответствующий оттенок в нашу плашку. Она имеет яркости в каналах близкие к средней, поэтому удобнее всего будет воздействовать на нее уже знакомым нам режимом Overlay. Наложим в нем слой-заливку цвета 130/128/120 (что соответствует значениям L=54, a=0, b=5).




Все слои-заливки можно объединить в группу и переключить ее режим наложения на Overlay. Готово. На этом можно было бы остановиться, но в некоторых случаях неприятно меняется яркость и яркостный контраст отдельных деталей. Решить эту проблему просто: надо схлопнуть новую версию картинки на отдельный слой и наложить ее на исходник в режиме Color.

Уменьшая непрозрачность этого слоя можно ослаблять коррекцию, подбирая наиболее подходящую на ваш взгляд степень изменений. Если вы внимательно «следили за руками», вам не составит труда записать описанную последовательность в экшен.
А если лень ломать голову, можете скачать мой.


Очумелые ручки.

Такой прием хорош когда надо дать пинка собственному мозгу. Наше восприятие относительно, поэтому гораздо удобнее оценивать цвета сравнивая два разных варианта, а не просто рассматривая одно изображение. Этот метод позволяет получить второй вариант (пусть иногда и кривой), и быстрее понять, что было не так в исходнике. В некоторых случаях очень ускоряет процесс анализа. Хорошо подходит для коррекции картинок, когда просто не понятно какими должны быть цвета (съемка на дискотеках, при ночном освещении и т.п.).

Я нередко развлекаюсь, применяя разрабатываемые приемы к подвернувшимся под руку картинкам, а поскольку чаще всего в свободное от написания статей время я брожу по ЖЖ, то и картинки берутся оттуда же.

Я никогда не критикую авторов за цвета, количество морщин на портретах, угол линии горизонта на пейзажах и т.д., полагая, что если мы видим какое-то изображение, значит автор хотел донести его до нас именно в таком виде/цвете/форме/настроении и т.п. Но сравнить варианты «до» и «после» применения экшена бывает интересно.



Кадров с дискотеки у меня не нашлось, но зато подвернулся под руку один безумный по цвету вид Блуа работы Андрея Зейгарника. Андрей, конечно, на меня обиделся после такого издевательства над картинкой, но я предлагаю вам самостоятельно оценить результат.



… пейзаж работы Максима Мармура



… портрет работы Виктора Левитана



… пейзаж работы Федора Юрчихина



… натюрморт работы Сергея Доли



… и пейзаж работы Ильи Генкина


Послесловие.

Я не стал описывать здесь некоторые технические нюансы использованных в экшене команд, чтобы не перегружать рассказ. Эти вопросы стоит обсудить отдельно, говоря о построении хорошей послойной структуры и нюансов автоматического выполнения команд.



Желающие посетить очные занятия по цветокоррекции и обработке изображений могут познакомиться с программами и списком ближайших мероприятий в заглавном посте моего ЖЖ. Там же вы найдете ссылки на другие мои статьи.

Без предварительного согласования с автором разрешается перепечатка и размещение этого материала на любых ресурсах с бесплатным доступом при условии полного сохранения текста (в том числе и этого раздела), ссылок и иллюстраций, указания авторства и ссылки на первую публикацию.

Для коммерческого использования или перепечатки с внесением изменений необходимо согласование с автором. Связаться со мной можно по электронной почте zhur74@livejournal.com

© Андрей Журавлев (aka zhur74), декабрь 2011 г.
Первая публикаци http://fototips.ru/obrabotka/avtomatizaciya-ustanovki-cvetovogo-balansa/

Comments

dmitry_novak
Nov. 21st, 2012 10:47 am (UTC)
Андрей, привет!

Есть тут еще одна тонкость.
ББ в конвертере - это экспокоррекция цветовых каналов.
А то, что делает серая пипетка в кривых - это подобие гамма-коррекции, и эта кривая НЕ РАВНЯЕТСЯ кривой экспокоррекции.
Поэтому, строго говоря, серую пипетку можно безопасно применять разве что к картинке с линейной гаммой 1.0, во всех остальных случаях мы рискуем получить искажения отдельных цветов в отдельных участках тонального диапазона (при видимой нейтральности серых тонов).

Это не значит, что предложенный тобой метод плох.
Но я в своей практике очень часто сталкивался с тем, что серая пипетка в кривых, применяемая к усредненному паразиту, как правило вводит в отдельные тона совершенно явные ложные цвета.

что делать?
Можно втащить 16-битный тиф в Lab в лайтрум и там сделать коррекцию бегунками баланса белого. По опыту, результат получается более консистентный, цельный и без вылезающих ложных оттенков.


Edited at 2012-11-21 10:50 am (UTC)
roman_samokhin
Nov. 21st, 2012 11:56 am (UTC)
Всё так, но вся прелесть этого метода в скорости, пускай и небольшим жертвам в качестве. На практике-то нормальный цветовой баланс в средних тонах уже не мало, здорово в чувства картинку приводит.
zhur74
Nov. 21st, 2012 08:35 pm (UTC)
Привет, Дима!

А кто сказал, что ББ должен правиться экспокоррекцией? То, что в пленке правили так, еще не означает, что это хорошо. Просто в пленке иначе как экспокоррекцией отдельных слоев эмульсии не поправишь.

Форма кривых отнюдь не соответствует гамма-коррекции. И если при затемнении они более-менее похожи, то осветляет кривая прямо противоположно гамма-коррекции: сильнее осветляя света и слабее осветляя тени. И хотя с точки зрения хорошего осветления это плохо, я потихоньку прихожу к выводу, что в этом есть своя сермяжная правда с точки зрения построения хорошей, симметричной S-образной кривой.

А если уж говорить про "мой метод" (то есть записанный в экшен), то в нем вообще кривых нет. Overlay абсолютно симметрично ослабляет воздействие к светам и теням. "Пленочники" могли только мечтать о таом инструменте.

Скорее вопрос в применимости критерия усредненной нейтральности и степени отклонения от него. Для пейзажей этот фокус срабатывает замечательно, а вот для предметки (ты на ней экспериментировал?) легко может давать сбой.

Что касается аккуратной правки, то я бы не шел в конвертер, а сел и поправил кривыми. Только не тупо по трем точкам, а на глаз мягко и аккуратно меняя поканальные кривые. Но это, мягко говоря, далеко от 90% читателей, и уж тем более от идеи сделать все быстро "на автомате".


P.S. Как бы за кадром остался вопрос, что мы правим. Для каталога краски для волос или помады такой способ в принципе не пройдет. Слишком много за эту работу платят, чтобы можно было так халтурить. А для вконтакта, жжешечки, 95% семейно-путешественнических фотографий, и интернет-магазина всего на свете — вполне. Не зря кодак много лет делал печатные машины, в которых эта идея была реализована на аналоговом уровне.

Edited at 2012-11-21 08:39 pm (UTC)
dmitry_novak
Nov. 22nd, 2012 05:57 am (UTC)
Скорее всего за кадром остается вопрос подхода к изображению - у меня как фотографа, у тебя - как цветокорректора. Собственно по этой причине я в свое время перестал рекомендовать Маргулиса к прочтению фотографам.
zhur74
Nov. 22nd, 2012 08:38 am (UTC)
Зрителю все равно как кто подходил, он видит картинку и не знает предыстории и живущих в голове у автора тараканов. Я подхожу к изображению как зритель.

Profile

zhur74
zhur74
Андрей Журавлев

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner